Thursday 28 March 2013

Сегодня исполнилось ровно 10 лет, как я защитила кандидатскую. Никакого особенного душевного подъема, ностальгии или прилива сентиментальных чувств по этому поводу я в себе не обнаружила — лишь легкое удивление от того, что вот надо же, уже десять лет. Честно говоря, думала, меньше.
Момент самой защиты помню неплохо — когда вышла на кафедру, волнения и дрожи в коленках уже не испытывала, даже и не запиналась особенно. А вот подготовку к защите помню гораздо хуже: было много суеты, всякой этой совершенно никому не нужной мышиной возни с какими-то бумажками, характеристиками и всем прочим. Ну, прошла все положенные адовые бюрократические круги — инициация состоялась. В конце я чувствовала лишь огромную усталость, и радость от того, что это все закончилось, и отвращение к собственному тексту, на который по итогам я смотреть без тошноты уже не могла — до того навяз в зубах.
А ведь так старалась.
Писать его я начала еще на Украине, потом был переезд в Москву, встреча с СА, переделка уже написанного вполовину текста под новые теорлитовские требования, потом был ступор, ничего не писалось, я буквально не могла выжать из себя ни строчки (та самая "боязнь чистого листа"), хотя прекрасно знала, о чем и, главное, как хочу написать, но вот — не выходило, и всё.
А потом была эта кошмарная ночь перед одной из встреч с СА, когда я пообещала показать уже полностью готовые две главы, лихорадочно дописывала вторую (ту, что о блоковской "антитезе"), — текст, что называется, попер, я еле успевала записывать, и даже эти идиотские "логические мостки" выстраивались будто сами собой, и тут шарахнуло, откуда не ждали: ноут, который мне был дан на время (чтобы закончить текст: своего компьютера у меня тогда не было), взбрыкнул, и вордовский мой файл схлопнулся, не сохранившись. Ну, ясное дело, в спешке я забывала нажать на дурацкую иконку с дискетой, автосохранение там, видимо, работало как-то коряво (сейчас разве упомнишь) — в итоге файл со второй главой был потерян. Ну что. Полчетвертого утра, я изменившимся лицом готова была бежать куда угодно, хоть на Царицынские пруды, лишь бы все восстановить. Но — увы. По горячим следам мне каким-то чудом удалось воспроизвести большой кусок текста со всеми ссылками и цитатами, но вот самую важную подглавку я переписывала полностью заново. Я и сейчас, кстати, считаю, что тот, первый вариант был лучше. С тех пор терпеть не могу ночные рабочие бдения за компьютером (а их было довольно много после) и тошибовские ноутбуки.
Но сегодяшние воспоминания о защите моей собственной кандидатской переплелись еще и с новостями последних дней из России — о громких скандалах с разоблачениями плагиата в диссертациях, в который постепенно вовлекается все больше народу, и летят чиновничьи головы в ВАКе, и всё больше вылезает отовсюду разного неприглядного, с этим связанного. 
Что я по этому поводу думаю: оно, конечно, хорошо и прекрасно, когда за руку хватают проходимцев, которые сроду никаких письменных работ не писали, но всеми фибрами алкали при  этом вожделенных кандидатских и докторских корочек (вот не могу взять в толк: зачем им? лучше бы еще один костюм с отливом и в Ялту) — я-то свой текст писала сама, и хорош он или плох, но он мой, от начала и до конца, со всеми положенными закавыченными цитатами и сносками. 
То есть, разоблачили жулика — и отлично. Но что-то наблюдаю я нехорошую закономерность: в пылу борьбы все слышнее голоса в хоре "обличителей никчемных гуманитариев", которые "палец-о-палец не ударили, а все туда же — лезут, понимаешь, со своими писульками, льют какую-то воду и мешают по-настоящему серьезным ученым™делать большое и важное научное дело™". Дальше-больше: да кому они (филологи, историки, философы, социологи) сдались — они продукта-то не производят! А надо, чтобы продукт. Потому — упразднить их всех немедля.
Ну, собственно, такое отношение для меня никакая не новость: сколько раз за все время своей работы в архиве я сталкивалась с мнением — когда осторожным, а когда и не очень — а чем, мол, вы там все вообще занимаетесь-то и не пора ли вас прикрыть к чертовой матери. Вначале хватало полемического задора обосновывать нашу, гм, практическую ценность (ну какой от нас вред, одна польза), а потом запал пропал. Кому надо — поймут, а кому не надо...
И вот сейчас я вижу, что как раз те, кому не очень-то и надо, и готовы подбросить дровишек в священный костер борьбы с "научными прохиндеями" и "балаболами". И никаких особых аргументов для этого им снова не нужно.
Однако тенденция.

No comments :

Post a Comment