Tuesday 4 June 2013

What we see and what we seem are but a dream, a dream within a dream©

Какое-то роковое чувство, требовательное, неотвратимое и упорное, словно приговор судьбы, почти всегда принуждает человеческие существа жить и скитаться, подобно привидениям, в тех самых местах, где значительное и памятное событие окрасило некогда всю их жизнь, — и принуждает тем более властно, чем мрачнее было событие.©
Фильм австралийца Питера Уира "Пикник у Висячей скалы" (Picnic at Hanging Rock), снятый в уже далеком 1975 г. — с моей точки зрения, одна из лучших (если не лучшая) иллюстрация неотвратимости предначертанного судьбой (об amor fati я писала довольно много и раньше: об этом есть, к примеру, здесь). 
Сюжет фильма прост, трагичен и загадочен: трое девушек-пансионерок и их учительница математики из закрытого колледжа под Мельбурном отправляются праздновать Валентинов день на таинственную Висячую скалу и исчезают навсегда. Поиски хоть каких-то их следов так никогда и не увенчались успехом. Одна из пропавших девушек, ангелоподобная Миранда  средоточие всего прекрасного, что было в этом маленьком мельнбурнском пансионе: ее любят, ею восхищаются, она предмет всеобщего обожания (да и подражания тоже). И при этом Миранда "вся не отсюда": она чувствует, что ее время заканчивается, и скоро она уйдет, чтобы больше никогда не вернуться.
Уйдет куда?.. Она не знает: похоже, её саму это мало волнует. Воплощенная викторианская красота, прерафаэлитская Beata Beatrix, Миранда не тяготится ожиданием рока, а просто живет предвкушением встречи с тем, что гораздо больше, и важнее, и прекраснее, чем ее собственная жизнь. Настроение Миранды не остается незамеченным для ее близкой подруги, несчастливой и одинокой сироты Сары, которая всеми силами пытается удержать Миранду около себя: все её попытки безнадежны.
Когда Миранда исчезает, привычный мир распадается: пансион постепенно хиреет и приходит в упадок, оставшиеся пансионерки разъезжаются по домам, а Сара гибнет. 
Сам Уир настаивает, что дело совсем не в разгадке исчезновения девушек. Да, в сущности, это ясно и так, ведь метафора "Пикника..." проста и гениальна: без гармонии мир пуст, и уныл, и заброшен. Когда красоте становится тесно, она исчезает. И — да: "Everything begins and ends at the exactly right time and place." ("Всё начинается и заканчивается в строго определённое время"). Вот о чем всегда нужно помнить.


No comments :

Post a Comment