Tuesday 31 March 2015

Его прощальный поклон

Получается, что одной из самых последних фотографий, слитых в комп с нашей камеры, пропавшей в Лиссабоне, стала вот эта — “перископ собирает друзей”. 
Без камеры чувствую себя ужасно некомфортно: так и хочется чего-нибудь поснимать, а не выходит.

Книги по изо онлайн

А вот еще полезного: The Metropolitan Museum of Art выложил еще больше книг по изобразительному искусству (первый раз они сделали это еще в октябре 2012 г.). Ценнейшая ссылка должна храниться вовеки веков.

Sachal Studios' Take Five Official Video

По Radio 4 сегодня прозвучало прекрасное — пакистанский парафраз Брубека. По-моему, самый лучший кавер “Take Five”: создатель был бы доволен.

Sunday 29 March 2015

BASEES tutti quanti

Сегодня на конференции познакомилась с прекрасной итальянской девушкой, которая занимается Итало Кальвино: его прозу я нежно люблю вот уже много лет. Девушка рассказала мне, что Кальвино был известен в СССР не как писатель, но, скорее, как автор-коллекционер волшебных сказок из разных провинций Италии, вдохновленный работами Проппа. Кальвино-сказочник, причем в буквальном смысле! Что может быть естественнее.

Saturday 28 March 2015

BASEES (пока очень кратко): done

Я сделала это — выступила на BASEES, устала за эти две недели ужасно, и писать пока нет никаких сил. Вот ссылка на статью на Academia. edu, а я пойду спать: завтра Британия переходит на летнее время, и мне ни в коем случае нельзя пропустить утреннюю встречу с Леной.

Friday 27 March 2015

Сегодня же ровно 12 лет, как я защитила кандидатскую (вот мой пост двухлетней давности на эту тему — не так чтобы очень веселый). Ничего себе, время летит. А вроде, как будто только вчера это было. Погода в тот день была отличной: как и сегодня, целый лень светило солнце, а я бежала на Поварскую с метро Арбатская по растаявшему льду. Помню еще, что я страшно волновалась, но, по отзывам собравшихся, выглядела даже слишком спокойно, вальяжно расположившись на кафедре, будто бы выступления перед научным ареопагом были частью моей повседневной и скучной обыденности. Немного помню следующее утро и много цветов, да, но уже как-то смутно.
Завтра мой доклад на BASEES, поэтому португальские tutti quanti откладываются еще немного. Но я обязательно к ним вернусь.

Saturday 21 March 2015

Португалия ждет

Вчера поздно вечером я закончила статью на BASEES! Не верится. Успела подобрать картинки к презентации — пока еще не знаю, буду их показывать или нет, но главное, что они уже лежат в папке.
Португалия через несколько часов! Ура, Лиссабон!

Thursday 19 March 2015

Мне о многом думается в день памяти мамы. А чаще всего о наших с ней разговорах, когда она еще могла говорить. “Понимаешь, ты не должна размениваться, отвлекаться на ерунду, особенно если тебя ждет что-то большое и важное — или, по крайней мере, ты сама считаешь его таким. Не отвлекайся. У нас слишком мало времени, чтобы еще и тратить его на какие-то малозначительные вещи. То есть, ты можешь тратить, ты можешь делать всё, что угодно, но... Просто держи в голове, что время идет. Время идет. Не жди, когда время начнет мстить за просрочки”.
Честно говоря, чем старше становлюсь, тем больше об этом думаю.

Wednesday 18 March 2015

Чайники, Болванщики, Алисы и Мартовские зайцы (с фото)

Пока ходила кругами вокруг чайника с Алисою, Шляпником и Мартовским Зайцем, заметила в маленьком пространстве магазина (синие/деревянные панельки, много выдвижных ящиков с хорошим кофе и чаем; на низких столиках ряд неказистых с виду бумажных упаковок с простыми буковками — самое вкусное рассыпчатое английское печенье можно купить именно в них; толстые плитки темного шоколада в картонных обложках безо всяких блестящих завитков туда же) посетительницу — точнее, вначале огромную полярную сову за её спиной. Это потом уже стало понятно, что сова и не сова, а рюкзак, но вначале-то!.. Хедвиг же, и ухнет щас. Потом она (посетительница, а не сова; впрочем...) повернулась, и зашуршало толстыми складками теплое полушерстяное пальто, черное, с тысячей металлических пуговиц, а на них позумент; пальто было надето на пышную юбку — в голове промельком всплыла иллюстрация из старой книжки “удобство юбок кринолин в летнюю погоду” — а сверху из жабо-ожерелья-камеи, из копны густых чернильного цвета волос смотрело бледное полное лицо с малиновыми губами. Густо подведенные глаза внимательно разглядывали Алису.
— А обычных тарелок нет? Только для десерта? Ах, как же так, — подвески в ушах жалобно звякнули, сверкнул позумент на пуговицах. Смотрит на меня. — Ну как можно все это не купить? Oh my goodness.
Она понесла к прилавку чайник и чашки с блюдцами, все с Алисой и Шляпником, и пока все это заворачивали в тонкую папиросную бумагу, стояла и повторяла: “Как же жаль, ну как жаль, что нет обычных тарелок! Только десертные”.
Найдет, сто процентов. Никаких сомнений.

Meanwhile

Прокрастинация и я.
Вот сейчас по ВВС 2 идет вторая часть документалки "Женщины и власть" (жаль, что я пропустила первую). В этой серии рассказывают об истории суффражистского движения в 1908-1910 гг., об Эммелин Панкхерст и ее последовательницах (включая дочерей Сильвию и Кристабель). Конечно, показывают знаменитые карикатуры на суффражисток, в которых они изображены уродливыми чудовищами, призванными нарушить естественный порядок вещей; цитируют запредельно-сексистские высказывания лорда Керзона, а еще упоминают о таком эпизоде: когда одна из суффражисток выступала в Альберт-холле, ее “не просто пытались остановить, но схватили, стали выкручивать руки, закрывать ей рот; платье на ней было изорвано, руки покрыты синяками, на локтях виднелись следы от зажженных сигарет”. 
Это все происходило всего лишь сто лет назад. Многое, вроде бы, поменялось, но мизогиния никуда не исчезла. Не стоит об этом забывать.

Tuesday 17 March 2015

Еще раз о пользе собак в легкой промышленности

Были с Л. в магазине всяческих одежд, и пока он был в примерочной, я бесцельно слонялась среди вешалок с рубашками и пиджаками. И тут увидела ее.
Она висела вместе с остальными, практически ничем от них не отличаясь — обычная с виду офисная рубашка с белым воротничком в тонкую синюю полоску, которая в каком-нибудь каталоге средней руки обязательно будет описываться как “лучший выбор для офиса, а сочетание вертикальных полос создает свежий тон” или что-то в этом роде. 
Если бы не одно “но”.
На нагрудном кармане рубашки был вышит крошечный толстый мопс: судя по выражению морды, он как раз приготовился чихать, и именно в этот момент его застукали и вышили. Блаженство и мука читались в каждом стежке: я для верности даже поддела пальцем кончик мопсова языка — показалось, что он еще сильнее скуксился. Скорее всего, мое лицо транслировало достаточно сложную палитру эмоций, потому что ко мне немедленно подошла черная девочка-консультант.
— Вам помочь? — дежурно поинтересовалась она.

Monday 16 March 2015

Сегодня Британия отмечала День Матери, и я вспоминала о маме. Ее последними цветами в жизни стали нарциссы, которые мы с бабушкой принесли ей 8 марта, а через одиннадцать дней она умерла. С тех пор я не выносила нарциссы: кажется, я уже писала об этом раньше. Но вышло так, что жизнь здесь как-то меня с ними примирила. Я поняла, что не чувствую больше к ним неприязни, этой весной, когда увидела, как много их растет в Кембридже, и как, невзирая на холодный ветер и дождь, из земли появляются все новые и новые цветы — желтые, белые с желтой сердцевиной, бледно-желтые с оранжевой сердцевиной, крупные и совсем крошечные (большие нарциссы по-английски называются daffodils, а крошечные цветки на тоненьких ножках, будто бы уменьшенные копии своих братьев, и на английском зовутся narcisses). Они красивые. И в память о маме тоже.


На кладбище Новодевичьего монастыря покоится прах Владимира Соловьева и его сестры Поликсены. Это место было совершенно особенным для русских символистов — в первую очередь, для Белого, конечно, но и для Вяч. Иванова, и для Сергея Соловьева, Борис Садовской написал в 1913 году:
Люблю я вечером, как смолкнет голос птичий, 
Порою майскою под монастырь Девичий
Отправиться, и там вдоль смертного пути
Жилища вечные неслышно обойти...©
Я не могу поверить, что Новодевичий в огне. Ужасно.
UPD. Пожар потушили, но в каком состоянии колокольня, пока неизвестно.

Saturday 14 March 2015

Закончила! Моя португальская статья готова: кажется, в первый раз было так трудно с компоновкой текста, потому что пришлось цитировать множество блоковских писем к разным адресатам (не только к жене на этот раз) и увязывать это все с общей задачей. Перечитывать пока боюсь (я себя знаю: тотчас кинусь все переделывать, а на это у меня реально уже сил не осталось), поэтому оставлю “на отлежаться”, ну и попрошу Л. завтра посмотреть текст на предмет странных оборотов, нелепостей и громоздких грамматических конструкций. Завтра передышка, а в понедельник — снова к станку: работать над выступлением на BASEES (там пока что очень сырой черновик, который требует кучи всего). Но это потом, потом, потом, а пока — вожделенная и долгожданная свобода! Ура!

Friday 13 March 2015

Пишу. Пишу. Пишу.
Пока снова углубилась в свою писанину (дело движется потихоньку, но я здорово устала, признаться, да и времени осталось не так чтоб очень много и до Португалии, и до BASEES), попощу-ка немного картинок любимого сада, который и услада, и отрада, и сень струй. 
В общем, мартовские контуры и нарциссическое буйство.


Thursday 12 March 2015

Подумалось о том, что формулякр — учетная карточка Вавилонской библиотеки из параллельной реальности.
...Формулякр бесценного шлюза, добавила прекрасная ЛГ . Ну, всё так и есть.

Monday 9 March 2015

Стимпанкерский Пинтерест принес сегодня восхитительное газетное платье из викторианской эпохи, и я сразу вспомнила:
Вечером, перед маскарадом, надушенную и завитую Марфушу нарядили в совсем уже готовый костюм. Это был громадный почтовый конверт, совершенно готовый к отправлению. Полуаршинные марки были наклеены по углам. На каждую из них пошла добрая сотня Марфушиных марок. Рисунок и цвет марок искусно подобрал Витя. По маркам прошли жирные колеи невероятных штемпелей. Адрес был выведен изящным рондо:ЗАКАЗНОЕ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС Улица капитана Гаттераса, дом с террасой, направо ПОЛЯРНАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА Его превосходительству северному сиятельству НАЧАЛЬНИКУ ЗЕМСКОМУ Г-НУ ЭМСКОМУ Обратный адрес: Лондон, Сити. На углу спросите.

Nothings and triviality

Проходила мимо чарити шопа и увидела в витрине три ободранные пожелтевшие картинки в черных пластиковых рамках: на них изображены были ядовитые растения-аллергены, причем каждый жутковатый отросток их был выписан с любовной тщательностью.
Картинки висели друг над другом в путаной хронологической последовательности: вначале шел мощный ктулхуобразный июнь-июль (ветки непонятных кустов, больше похожих на лианы, раскинули блестящие глянцевые щупальца на полстраницы), потом аллергические мутанты апреля-мая, и только уже после всех робким затухающим аккордом несмело выглядывал откуда-то сбоку сентябрь с желтоватыми проплешинами на листьях. В майском опасном разнотравье разгляделась, впрочем, привычная с детства амброзия с её узорчатыми листьями и мелкими соцветьями, и сразу вспомнилась, как во дворе соседи по качелям говорили, что её пыльца смертельна: вдохнешь — и займется дух, а потом со свистом вылетит из тела душа и унесется куда-то в тартарары со страшной скоростью.

Nothings and triviality

Удивительно все-таки, как устойчива память тела к движению. Вчера в танго я начала первую фигуру, совсем не помня, из чего, собственно, она состоит — Л. вел, а мои ноги сами стали повторять невидимый танговый узор танцпола — угол, поворот, променад, прогрессивный шаг, форстеп, повторить. В танго четкость искупается подводящей к ней мягкостью — застыть, пройти, взлететь. Застыть, пройти, взлететь. Мой любимый каскад на повороте, начать сначала.
Потом всю дорогу домой, пока шли по теплой черной Сильвер стрит в желтых огнях, мимо ночного клуба "Революция", полного шумных хмельных студентов и не только, мимо католической церкви с огромным освещенным циферблатом, мимо задумчивых готов с марихуаной — протанцовывала про себя танговые па: поворот-каскад-повтор-вдох-выдох-вперед.
Сегодня, 8 Марта, я просто повторю то, о чем говорила всё последнее время: нельзя забывать о наших гражданских правах. 
Нельзя забывать о сексизме и мизогинии, которые, как Гидра, поднимают голову всё выше и увереннее. 
Нельзя забывать о равенстве возможностей и о праве на жизнь без диктата с чьей бы то ни было стороны.
Нельзя забывать о праве выбора жить так, как хочется, а не так, как навязывается обществом или его отдельными представителями.
Нельзя забывать о том, что место женщины — целый мир, и тот, кто пытается её в этом праве ограничить — не наставник, не попечитель, не опора и поддержка, а враг.
Нельзя забывать о праве на труд, о правах на реализацию творческого и интеллектуального потенциала, о праве на равную с мужчинами зарплату.
Нельзя забывать о том, что жизнь без семьи и детей — это выбор женщины, и никто не вправе её по этому поводу стигматизировать.

Sunday 8 March 2015

Кембриджские tutti quanti

Кембриджские хроники: гулять по городу в одном платье под птичий грохот и солнце.
После месячного перерыва вернуться на танцпол и танцевать ча, румбу, фокстрот, вальс и танго. Пусть так будет и дальше.

Friday 6 March 2015

“India's Daughter”

Так уж получается, что большинство моих постов на русском языке в последнее время посвящено гендерному неравенству — по всей видимости, сказывается близость странного праздника 8 Марта, когда многие женщины и в ФБ, и в других соцсетях и, само собой, в реальной жизни будут получать поздравления наподобие “ваша красота и слабость заставляет сильный пол совершать ради вас подвиги, дорогие наши хранительницы домашнего очага” и прочее в том же духе.
Так вот.
Вчера вечером посмотрела, наконец, документальный фильм India's Daughter, снятый для ВВС режиссеркой Лесли Адвин в прошлом году и немедленно запрещенный к показу в самой Индии. Фильм посвящен трагической истории индийской студентки-парамедика Джойти Сингх, зверски изнасилованной и умершей впоследствии в госпитале от чудовищных увечий, причиненных насильниками. Это ужасное преступление произошло в конце 2012 года и переполнило чашу терпения индийского общества из-за неслыханного цинизма преступников и равнодушия потенциальных свидетелей преступления: они просто проходили мимо, видя истекающую кровью девушку, никак не реагируя на её мольбы о помощи, и только через несколько часов (!) нашелся всего лишь один человек, который вызвал полицию и скорую.

Thursday 5 March 2015

Кэрролл и призраки

А вот, например, отличное и в тему моей будущей работы над статьей о переводах “Алисы” — несколько иллюстраций Артура Б. Фроста, сделанных для кэрролловской  “Фантасмагории”, которые в 1884 г. вошли в книгу Rhyme? And Reason? Фрост был ярким представителем Золотого Века американского книгоиздательства; он проиллюстрировал более девяноста книг, в числе которых были и кэрролловские.

Текущее

Не хочется снова ныть и жаловаться (слава Богу, хоть ноги больше не болят), но я что-то здорово устала за эту неделю — сейчас сижу с португальской статьей, а ведь еще BASEES впереди... Ужасно зла на португальских организаторов за то, что они запросили черновик работы: и сверяться-то с ним особой нужды, вроде бы, нет, — в конце концов, я не по своей воле выдала на гора сырой материал, — однако ж статья выходит какой-то хлипкой и трещит по швам: складывается нефиговое ощущение, что пишу её как будто с оглядкой, и мне это активно не нравится. Ну, и занозой в голове сидит второй доклад — там и тема мне кажется более притягательной, и идей, как все сделать, больше. В общем, в очередной раз в тупике. А еще, между прочим, новый перевод делать. Справлюсь, конечно, но участь прокрастинатора нелегка, а хлеб его горек. И видео в тему:

Wednesday 4 March 2015

“Феминистка”

И с вами снова наша традиционная рубрика “Ебани меня о скалы, море”.
Совсем недавно я написала пост о сексизме в академической среде, и сегодня ФБ принес мне вот это — видимо, в награду. У ролика под пятьдесят тысяч просмотров (UPD. На момент публикации в блоге количество просмотров уже перевалило за сто пятьдесят тысяч). Комментарии на странице, с которой он был расшарен, вполне типичные: аудитория по преимуществу весело смеется и жжет тряпки, ведь посыл видео прост как мычание — показать, как мужчины поставили зарвавшуюся наглую феминистку из “этих, которые в очках, академички-истерички, небось, мать их так” на место одним лишь метким словом, она сидит обтекает, кульминация, она же развязка, сюжет проигран, всем спасибо, все свободны.
Что я хочу сказать. Наверное, ничего принципиально нового.

Tuesday 3 March 2015

Как и сотни других, прошла тест EQ — тот самый, который на “коэффициент эмпатичности” и признаки аутизма (слово “эмпатичность” в шапке теста мне не нравится еще больше, чем слово “эмпатия”, которое стоит рядом: презрев околонаучность терминологии, предпочла бы называть описываемое явление архаичным словом “сопереживание”; впрочем, я отвлеклась). Результат не сказать чтоб очень удивил: 53. В рамках поставленной задачи это означает, что я высокофункциональное общественное животное с неплохими навыками социализации (умеет понимать мотивы и поступки других людей и проч.). Оно, может, звучит и неплохо, но, поскольку я из пессимистов старой школы, результат меня не слишком обрадовал: что толку в распознавании эмоций и чувств окружающих (я, впрочем, на свой счет в отличие от разработчиков теста не обольщаюсь), если это помогает лишь в абсолютном меньшинстве случаев, а то и не помогает вовсе?

Monday 2 March 2015

Mozart — Magic Flute. “Queen of the Night Aria”

Сегодня едем слушать “Волшебную флейту” в Королевскую оперу — спасибо Моцарту за самую прекрасную в мире интерпретацию масонского сюжета о борьбе зла и мудрости.

Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen,
Tod und Verzweiflung flammet um mich her!
Fühlt nicht durch dich Sarastro Todesschmerzen,
so bist du meine Tochter nimmermehr.

Verstoßen sei auf ewig,
verlassen sei auf ewig,
zertrümmert sei'n auf ewig
alle Bande der Natur.
wenn nicht durch dich Sarastro wird erblassen!

Hört, hört, hört, Rachegötter, hört, der Mutter Schwur!

Они вылезают из земли и пьют солнце.


Кембриджский политический нарратив (кратко)

А к нам сегодня заглянул молодой, хипстерского вида человек, который представился кандидатом в парламент от лейбористской партии в южном Кембриджшире. При том, что у парня нет ни единого шанса противостоять практически бессменному представителю Кембриджа в Палате Общин консерватору Эндрю Лэнсли, он был бодр, решителен, напорист, немного слишком многословен, но в целом не выглядел совсем уж бессмысленно. Удивило (если не сказать больше), что кандидат обходил все дома на улице, стучался во все двери (конечно, только те, что были указаны в его списке как адреса лейбористов) и проводил тщательные беседы с обитателями (теми из них, кто открыл, а отпирают тут спокойно всем безо всякой опаски). В общем, как видно, цыплят можно считать не только по осени, но и по ранней весне, а хорошая агитация бесполезной не бывает.